четвер, 17 січня 2019 р.

Почему я не верю в канон

Они не в силах влезть к тебе в душу. И до тех пор пока ты чувствуешь, как важно оставаться человеком, хотя это ничего не изменит в итоге, ты — победитель.(Джордж Оруэлл, "1984")

Есть люди, которые называют себя "канонистами". Сейчас я популярно объясню, почему я их презираю. 

Во-первых, потому что это люди, лишённые фантазии.

К примеру, даже для реальных событий, которые человек хочет по каким-то причинам забыть, существует такой психологический трюк, как мысленное отрицание этого события. То есть, человек начинает просто считать, что этого вообще не было и, в конце концов, почти забывает об этом. Так же можно поменять ход какой-то неприятной ситуации из прошлого. Можно изменить прошлое в своей голове, если воспоминания о нём причиняют вред психическому здоровью человека. Это советуют психологи. Конечно, можно попробовать говорить о том, что это может причинить вред, что человек начнёт путать реальность и вымысел и т. д. Но, честно, я не слышала о таких случаях. Конечно, лучше подумать, прежде чем использовать этот приём, но я даже не знаю, в каком случае он может стать вредоносным.

Но! Это был просто пример.

Мы же говорим о вымысле в принципе. Будь то книга, фильм или сериал, это - выдумка. И разве не жалки те люди, которые въелись в буквы, в кадры и настолько трясутся над своим святым "каноном", что любое иное трактование вызывает у них бурю гнева, именуемую баттхерт? Они жалки. У них: 1) нет фантазии, 2) они завидуют, что у других людей она есть и они не стесняются ею пользоваться в полной мере, 3) им просто так проще. Большинство людей - это толпа, которой легче жить, как написано/показано, чем думать своей головой.

И вот, эти люди - они жалки для меня. Я их просто презираю.

Во-вторых, теперь поговорим о более конкретных вещах в фэндомах, которые для меня неприемлемы.

Игра престолов


Понятно, что для меня Визерис живой. Понятно, что его не обливали золотом. И если Мартин умудрится ещё какую гадость написать (а он может), я, соответственно, в неё не поверю. Просто, когда я читала "плио", то обратила внимание на то, что вскользь были намёки на то, что, умер ли Визерис - неизвестно. Какие-то люди в местных вестероских пабиках (в главах Давоса) говорили, мол, тела-то никто не видели и т.п., и потом, упоминания о его похоронах в главах Дыни (Дейнерис) не было.

Да, скорее всего, в каноне Мартина он умер (вот меня даже коробит писать такое), но Мартин умудряется просто плохую ситуацию превратить в катастрофу (возможно, у него какая-то тяжёлая форма заболевания). И, если он уж так "удружит", и Визерис окажется жив, то, боюсь, в лучшем случае он будет просто зомбаком, а в худшем... в худшем его воскресят, а, так как мы помним из первой книги, что у него вытекли глаза и слезли волосы, то вид у него будет не самый улётный. Не то что бы у меня такая фантазия (после чтения Мартина и не такое присниться может) - я такого как раз не хочу, но я вижу и понимаю, что Мартин в своих книгах может пойти на всё что угодно, на любейшую гадость.

О Визерисе поговорила, теперь скажу о Теоне.

Я НЕ ВЕ-РЮ во всю ту гадость, что с ним произошла. Как же всё-таки гадко это показано в сериале! Кто-то может сказать: а что, надо было красиво это показать? Да нет, просто я не о красивостях сейчас говорю, а об этике - о том, что в этом сериале и в этих книгах так унижается человеческое достоинство, что это ещё поискать нужно. Мне даже сравнить не с кем. И Аберкромби, и Ремарк, и Толкин, и Диккенс описывали сцены убийств, смертей, революции, войны, пыток, но никто из них так не унижал человеческое достоинство! Для сравнения, образ Глокты в романах Аберкромби "Первый закон" очень схож с образом Теона во многом. Его тоже пытали, не буду говорить, как, чтобы не давать этому жизни - но похоже. Но там же не так это описано. Ладно, это уже другая тема немного, я её уже обсуждала как-то.

Из-за другого фильма я смогла, наконец, сформулировать, почему именно меня так злило представление образа Теона в сериале и в книгах, почему я постоянно чувствовала такое раздражение даже в разговорах с людьми, которым Теон нравился. Потому что мне казалось, что они-то в это верят. Во всё, что с ним произошло. В отличие от меня. Вот это-то меня возмущало больше всего. Поэтому во всех статьях, комментах и прочее я старалась дописывать, что Я НЕ ВЕРЮ НИ ВО ЧТО ПЛОХОЕ, что случилось с Теоном в том дурацком плену. Для меня он цел и невредим, и с ним всё хорошо. Он не заслужил такого. Такого никто не заслужил. Это то, о чём говорят "и врагу не пожелаешь". И вот поэтому-то я так беснуюсь от фанатов Мартина. Потому что как можно в такое верить? Веря во что-то ты даёшь этому жизнь. Как там Барри писал? Когда кто-то где-то не верит в фей, то фея умирает? Ну так пусть умрёт всё это плохое - я в него не верю. Это не реальность. Это выдумка. Если реальность мы изменить не можем, то плохую выдумку - должны.

Звёздные войны


Старые фильмы я смотрела в детстве; новые потом долго не смотрела, хотя была наслышана, конечно. Думала, меня не интересует тема космоса особо, но вот решилась наконец посмотреть всё-таки, так как кино считается культовым + оно фэнтезийное (просто, культовое кино другого жанра я вполне позволяю себе не смотреть).

И... Сказать, что я в афиге - это ничего не сказать!
Я думала, что ничего гаже "Игры престолов" я уже не увижу. Нет, оно, конечно, не такое деструктивное, как "игра", но конкретно образ Энакина и то, что с ним потом сделали - это даже хуже, чем то, что произошло с Теоном по канону Мартина (я нарочно добавляю "по канону Мартина", потому что по моему канону этого не произошло). Как можно такое делать с человеком? Нет, конечно, как Аберкромби в главах Глокты писал, "поразительно, с чем только может жить человек", но вот такое зачем вообще придумывать?
(Хотя этика фильмов всё же довольно деструктивная, но это заслуживает отдельной статьи, которую я, может, напишу, когда меня слегка попустит.)

Поэтому для меня это ещё одна вещь, в которую я не верю категорически и никогда не поверю - хоть пытайте.

Эмоции после просмотра фильма (а третий я полностью не посмотрела, ибо это мазохизм, но кусков увидела достаточно, чтобы ужаснуться) были примерно такие:

Честно, давно меня так не ворочило - со времён "игры престолов". Как пел Наутилус: "Я просыпаюсь в холодном поту, я просыпаюсь в кошмарном бреду". А потом, как у Blind Guardian: 'Oh, God, please take me away from here". 

И вот почему я ненавижу, не переношу и презираю людей, которые верят в канон. В канон "Игры престолов", в канон "Звёздных войн". С такими я не хочу знаться. Как Диккенс писал: 

У меня не было ни малейшего желания завоевывать сторонников среди подобных людей. Я не питал уважения к их мнению, хорошему или плохому, не добивался их одобрения и не для их развлечения писал.

Вот так же и я. Если кто-то из таких читает мой блог, фикбук и т. д., если есть среди них такие, кто верят во все эти мерзости, то уйдите, пожалуйста - я не для вашего развлечения пишу.

Волна Теона Грейджоя у меня была примерно год назад, и тогда, когда я делала посты с ним, я каждый раз тревожилась из-за этого: как показать то, что я не верю в это? Что с ним всё хорошо? Несколько раз я просто размещала пост в группе, один из таких я даже нашла:

"ВАЖНО!
Заявление

В описании группы в самом низу есть упоминание о том, что я не люблю Мартина и его т.н творчество. Почему? Не потому, что он убивает многих персонажей (есть вещи и похуже смерти). Пусть хоть всех бы убил, грубо говоря - важно даже не то, что он пишет, а КАК.

У Ремарка почти во всех романах умирают главные герои.

Мартина же я не переношу за:

1) неимоверную жестокость - читая его книги начинаешь переживать о его психическом здоровье;

2) то, что он стремится всех унизить.

Если Ремарк стремится возвысить Человека даже в самом никчёмном его положении, вызвать жалость и красивое чувство трагедии, то Мартин пишет всё наоборот: он стремится втоптать в грязь личность, внутреннее "я" и достоинство человека. Я не переношу, когда людей унижают. Даже врагов. Я гуманист.
Как пример можно привести описание смерти Визериса и реакцию его сестры, убийство Тайвина - важно ведь не то, что, как, чем и кто его убил, а при каких обстоятельствах - опять унижение, описания мучений Теона, за которые Мартину нужно просто пожизненно надеть неснимающиеся варежки, чтобы он не бахал своими пухлыми пальцами по клавиатуре, мейстер Крессен, описания похорон и прочее. В общем, полностью все книги! Более всего меня возмущает не только то, ЧТО он пишет, но главным образом, КАК он это преподносит. Если этого кому-то не видно, то перекатывать сюда тексты Мартина я не буду, это бесполезно - я не могу вставить кому-то свои глаза и свои мозги.

Здесь, в Тихом Омуте, персонажи, как правило, сохраняют свою изначальную историю, но события развиваются по-другому: здесь никого не убивают, не калечат и даже не пускают голяком в чисто-поле. Влияние канона минимально

Такие дела".

Это было написано 17 января прошлого года. Почти день в день с сегодняшним постом - такое вот совпадение!

Поэтому, на всякий случай, с появлением в группе новых людей, считаю нужным повторить материал:

Я не верю в канон "Игры престолов", и я теперь не верю так же и в канон "Звёздных войн" (по сути, я не являюсь канонистом ни в одном из фэндомов - но в этих особенно, по вышеизложенным причинам).

Картиночки - да, песни - да, даже грустные картинки и грустные песни иногда, но! У нас всё хорошо, в канон мы не верим, применяя метод из "Питера Пэна" Джеймса Барри.

Говорят, когда облекаешь нечто в слова, будь то вслух или на бумаге - это оживает. Но это живёт также и в мыслях. Если не думать об этом так, а думать так, как хочется тебе, то это и будет жить. И пусть тысячи, миллионы людей считают по-другому. Всё начинается с одного человека. Если ты в одиночестве, это ещё не значит, что ты безумен. И да,
“Of course it is happening inside your head, Harry, but why on earth should that mean that it is not real?” ”

"Конечно, это происходит в твоей голове, но почему это должно быть ненастоящим?"

Почему то, что происходит у нас в головах, менее реально, чем то, что происходило в головах писателей и сценаристов? Только потому, что оно обрело форму в виде книги или фильма? Наше воображение, наши мысли тоже могут обрести форму - через фанфики, через видео. Но даже без этого они существуют, они живут! ("...why on earth should that mean that it is not real?”)

Они не в силах влезть к тебе в душу. И до тех пор пока ты чувствуешь, как важно оставаться человеком, хотя это ничего не изменит в итоге, ты — победитель.(Джордж Оруэлл, "1984")

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.

Парочка моментов

Есть люди, которые стремятся к количеству лайков, читателей и т. п. (то есть, к их увеличению) - любым путём. Я к такой категории авторов н...